Часть 1 – Минимальный комплект Под минимальным я понимаю комплект из базового блока MS-Bike и простой сирены. Такой комплект при низкой цене уже обеспечивает приличную охрану и широкий сервис.
Прежде всего найдем место для установки сирены и основного блока. Место должно быть достаточно защищенным от взлома, грязи и влаги, хорошо передавать на базовый блок сигнализации удары и вибрации, и в то же время сирену из него должно быть хорошо слышно. Этим условиям на скутерах Yamaha вполне отвечает место установки штатного звукового сигнала (гудка) – он стоит в “клюве” за достаточно прочной решеткой (у меня это место еще дополнительно усилено толстой стальной пластиной, на которой закреплена передняя “ручка для переноски скутера”).
Рис.9 Место для установки сигнализации – пластмассовый “клюв” передней облицовки снят, штатный сигнал (3) перенесен на боковой кронштейн крепления. Остальными цифрами обозначены: 1 – светодиод сигнализации, 2 – замок зажигания, 4 – штатный кронштейн крепления сигнала (на него мы закрепим сигнализацию), 5 – разъем замка зажигания, 6 – регулятор заряда аккумулятора с разъемом.
На рис.9 хорошо видно это место – чтобы расчистить пространство для сигнализации, мы перенесем штатный звуковой сигнал (поз.3 рис.9) на боковой кронштейн крепления (там крепится резистор регулятора заряда, но места хватит и сигналу). На этом месте штатный звуковой сигнал слышно почти так же хорошо, как и на обычном его месте. Сирену и основной блок мы закрепим на место звукового сигнала (поз.4 рис.9), для чего согнем из толстого оцинкованного железа переходную деталь хитрой формы – с широкой горизонтальной площадкой сверху (для основного блока сигнализации) и узкой площадкой снизу (для крепления сирены). Результат показан на рис.10 и 11:
Рис.10 Крепление основного блока сигнализации (2) и сирены (4) с помощью переходной детали (3). На переднем плане – крепление (1) штатного сигнала и резистора регулятора заряда на штатном боковом кронштейне.
Рис.11 Крепление основного блока сигнализации (3) и сирены (2) с помощью переходной детали (4). Слева – штатный звуковой сигнал (1).
Светодиод сигнализации идеально встает в пластмассовую облицовку скутера рядом с замком зажигания (см. рис.10), для чего в облицовке придется просверлить отверстие диаметром 7мм под установочную втулку светодиода. Провод светодиода лучше не укорачивайте, а просто скрутите в моточек – это позволит Вам не отключать светодиод при снятии задней облицовки передка скутера. Секретную кнопку лучше всего расположить в подседельном багажнике скутера, под обивкой в нише для реле стартера (само же реле перенести на кабельный жгут рядом). Во-первых, этот багажник запирается на замок, а во-вторых, мало кому придет в голову вынимать обивку в поисках кнопки. Проводку секретной кнопки будем тащить по основному жгуту электропроводки скутера, для чего придется как минимум демонтировать заднюю часть передней облицовки и полик скутера. Длинны заводского провода кнопки как раз хватает.
Теперь подготовим проводку. Начнем с того, что удалим лишние провода с контактами из разъемов жгутов B и C (см. рис.2). Должны остаться следующие провода:
Черный (масса)
Зеленый (сирена)
Красный (+12в электроника)
Оранжевый (+12в от замка зажигания)
Два коричневых (сигналы поворотов)
Сине-красный (+12в силовые)
Два желтых (иммобилайзер)
Удаленные провода сложим в пакетик – они нам еще понадобятся при расширении системы. В красном и сине-красном проводах стоят предохранители. Возьмем красный провод после предохранителя, укоротим его до 4 сантиметров и припаяем к сине-красному проводу после предохранителя прямо внутри его колодки (контактные лепестки легко вынимаются из колодки) – это упростит нам дальнейший монтаж.
Теперь подыщем подходящий двухконтактный разъем для сирены. Разъем нужен компактный и не позволяющий перепутать провода. Укоротим зеленый провод до 4 см, а на черном проводе на таком же расстоянии зачистим участок провода для пайки – и распаяем эти провода в гнездо разъема. Вилку разъема, соблюдая нужную полярность, распаяем на провод сирены (см. рис.13). Если в Вашем хозяйстве совсем плохо с разъемами – можете запаять провод сирены наглухо, однако тем больше проблем у Вас будет при замене вышедшей из строя сирены.
Обратите внимание, что я не ставлю рекомендованный производителем сигнализации предохранитель для сирены – дело в том, что этот предохранитель скорее дань автомобильным стереотипам (когда злоумышленники первым делом разбивают сирену молотком или замыкают ее проводку), нежели чем реальная необходимость в случае, когда сирена стоит вплотную к основному блоку сигнализации и защищена со всех сторон (спереди – пластиком и мощной стальной пластиной, сзади и с боков - мощным небьющимся пластиком “клюва” и рамой).
Рис.12 Сигнализация и сирена на переходной детали (1) с подсоединенными проводами. Обратите внимание на разъем сирены (2), гнездо которого примотано к пучку проводов синей изолентой.
Теперь прикрутим на место переходную деталь с привинченным основным блоком сигнализации и сиреной, воткнем на место все разъемы (включая разъемы светодиода и секретной кнопки согласно их цвету), и начнем подсоединять сигнализацию к скутеру согласно схемы (рис.15) – прямо по пунктам:
Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
Черный провод сигнализации подсоединим к черному проводу в гнезде разъема замка зажигания (поз.5 рис.10). Это масса.
Сине-красный провод сигнализации подсоединим к красному проводу в гнезде разъема регулятора заряда (поз.6 рис.10). Это +12в от аккумулятора.
Оранжевый провод сигнализации подсоединим к коричневому проводу в гнезде разъема замка зажигания (поз.5 рис.10). Это +12в при включенном зажигании.
Два коричневых провода продернем в хлорвиниловую трубку (для предохранения от перетирания) и введем в фару. Там подсоединим их к коричневому и зеленому проводам, идущим соответственно на левый и правый указатели поворотов (разумеется, в гнезде их разъема – чтобы можно было свободно снимать сами поворотники).
Провода не забываем укорачивать в размер и тщательно изолировать соединения. Я предпочитаю подсоединять провода внутри штатных разъемов скутера, а не методом “прикрутки” к штатным проводам. Также не забываем укладывать провода вдоль штатных жгутов скутера и приматывать их изолентой – так будет аккуратнее и удобнее при ремонте скутера.
Вот, собственно, и все – если не считать иммобилайзера. Ставим на место предохранитель аккумулятора, устанавливаем чувствительность датчика удара, вводим в память все брелки и проверяем работу системы.
Рис.13 Сигнализация (А) на своем месте (провода для наглядности сняты). Стрелка B указывает на лючок моторного отсека, за которым удобно поставить микроволновый датчик.
В качестве финального штриха – переставляем штатный аккумулятор скутера таким образом, чтобы для доступа к его клеммам или его снятия понадобилось бы разобрать половину скутера. Заодно прячем предохранитель аккумулятора и проводку вокруг него вглубь рамы скутера, а там, где это невозможно – одеваем проводку в сплошные металлические кожуха, согнутые из миллиметровой стали. Пусть угонщики попарятся, пытаясь отрезать аккумулятор от сирены.
Иммобилайзинг
Как я уже объяснял, блокировать работу двигателя скутера штатными средствами не получится – они слишком очевидны и легко парируются злоумышленником. Поэтому придется пустить в ход средства нештатные.
Идея использовать электроклапан для отсечки топлива лежит на поверхности – но применительно к скутеру Yamaha оказывается весьма плодотворной. Дело в том, что Yamaha использует подачу бензина самотеком (бензобак выше карбюратора), и просто оторвать шланг от клапана и сунуть его в банку с бензином не получится – бензин не потечет. Нужна не просто банка, а бачок со штуцером в днище, и поставить его можно не абы куда, а только достаточно высоко (например, на багажник), и как-то при этом закрепить. К этому нужно быть готовым, и на все это нужно время – которого, при орущей сигнализации, у угонщика мало.
Теоретически можно соединить шланги напрямую – но я ставлю оригинальный клапан, у которого входной и выходной шланги настолько разного сечения, что соединить их без специального переходника, втыканием друг в друга или на трубке, не получится. Теоретически также можно кинуть на электроклапан +12в в обход сигнализации – но где их взять на скутере, при спрятанном аккумуляторе? Тащить с собой батарейки? К этому, опять же, готовы немногие угонщики – учитывая, что штатно электроклапан на скутеры не ставится и такая блокировка двигателя на них большая редкость. Кроме того, надо еще догадаться, что дело в подаче бензина, и найти этот электроклапан – а запрятать его можно далеко…
Рис.14 Электроклапан в бензомагистрали – поставлен почти “в открытую” (на самом деле он находится под пластиком облицовки, которая снята для наглядности). Параноики могут спрятать его под седло вместе с куском бензомагистрали от карбюратора.
Реализация подключения клапана проста, как грабли:
Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
Желтый провод сигнализации соединим с оранжевым проводом сигнализации (+12в при включении зажигания).
Второй желтый провод сигнализации подсоединим к электроклапану (при нехватке длинны надставив проводом близкого сечения).
Убедитесь, что на корпус электроклапана приходит надежная масса, вставьте на место предохранитель аккумулятора – и наслаждайтесь иммобилайзером. Только помните, что теперь при севшем аккумуляторе Вы и сами не заведете свой скутер.
Рис.15 Минимальный комплект сигнализации MS-Bike плюс иммобилайзер – схема подключения. Предохранитель F1 – штатный предохранитель скутера.
В заключение первой части хочу обратить Ваше внимание на элегантность предложенного решения: минимум проводов проложено вдоль основной проводки скутера, а перерезание тех, которые все-таки проложены (от секретной кнопки и электроклапана) ничем не помогает угонщику. Сигнализация и сирена хорошо защищены от механического разрушения, прикрыты от непогоды и грязи, и в то же время достаточно доступны для ремонта и модернизации. Наконец, сам монтаж максимально упрощен и доступен практически каждому.
На минусах такого решения мы остановимся позже, а пока двигаемся дальше.
Часть 2 – Интеллектуальный комплект
Под “интеллектуальным” я понимаю комплект из базового блока MS-Bike, простой сирены и микроволнового датчика Falcon MWS-2A. Такой комплект при умеренной цене обеспечивает более мощную охрану, намного меньший процент случайных тревог и широкий сервис. Особенно рекомендуется в случае, если Вы храните аппарат во враждебном окружении из нервных соседей и любопытных подростков, а также при наличии значительных вибраций в месте хранения.
К “минимальному комплекту” нам понадобится добавить следующие провода на разъемах основного блока сигнализации:
Бело-синий(внешняя зона микроволнового датчика).
Серый(внутренняя зона микроволнового датчика).
Белый (масса в режиме охраны)
Далее делаем все строго по пунктам:
Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
Датчик Falcon MWS-2A устанавливаем в верхней части двигательного отсека (за лючком B – рис.13), рядом с маслобаком, при помощи кронштейна Z-образной формы, закрепленного под болт крепления катушки зажигания. Датчик устанавливаем горизонтально, разъемом к “корме” скутера. Провод от датчика ведем вдоль штатного жгута электрооборудования скутера к основному блоку сигнализации.
Черно-красный провод датчика соединяем с красным проводом сигнализации (+12 вольт от аккумулятора).
Черный провод датчика соединяем с белым проводом сигнализации (масса в режиме охраны).
Черно-синий провод датчика соединяем с бело-синим проводом сигнализации (внешняя зона микроволнового датчика).
Черно-белый провод датчика соединяем с серым проводом сигнализации (внутренняя зона микроволнового датчика).
Провода датчика не забываем укорачивать в размер и тщательно изолировать соединения. Затем устанавливаем на место предохранитель и проверяем работу сигнализации, регулируя необходимую чувствительность внешней и внутренней зон микроволнового датчика (внешняя зона должна подавать короткие сигналы при приближении человека к скутеру ближе 0.5 м сбоку и 0.2 м спереди и сзади, внутренняя – при приближении вплотную с любого ракурса). Такая чувствительность “по человеку” обеспечивает наилучший компромисс между защитой от ложных срабатываний датчика (по мелким животным типа кошки) и антивандальной функцией сигнализации.
Часть 3 – Комплект-максимум
Под “максимальным” я понимаю комплект из базового блока MS-Bike, простой сирены и двух датчиков - микроволнового Falcon MWS-2A и датчика наклона MS-TL. Этот комплект обеспечивает наиболее мощную защиту, наименьший процент случайных тревог и широкий сервис.
Провода все те же, как в “интеллектуальном” комплекте. Датчик MS-TL установим в районе центрального “паука” рамы (место под поликом скутера, где хребтовая труба передней части рамы переходит в две трубы задней части, и где находится характерный X-образный кронштейн крепления полика). Датчик устанавливаем в штатном положении (горизонтально, основанием вниз) под одной из “лап” X-образного кронштейна – для чего воспользуемся парой длинных (30мм) винтов M4 с проставками из металлической трубки (или, на худой конец, нескольких подходящей высоты гаек M5). Обратите особое внимание на гидроизоляцию этого датчика – например, перед установкой заверните его вместе с подключенным кабелем в несколько слоев тонкого полиэтилена (типа того, который применяется для заворачивания пищи в микроволновых печах), а затем обмотайте все это дело в несколько слоев скотчем, особенно тщательно уплотняя соединение полиэтилена с проводом.
Далее делаем все строго по пунктам (в виде дополнения к “интеллектуальному” варианту):
Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
Красный провод датчика MS-TL соединяем с красным проводом сигнализации (+12 вольт от аккумулятора).
Черный провод датчика MS-TL соединяем с белым проводом сигнализации (масса в режиме охраны).
Желтый провод датчика MS-TL соединяем с серым проводом сигнализации (немедленная тревога) через развязывающий диод КД105, Д219 или аналогичный.
Разрезаем черно-белый провод датчика MWS-2A и в разрыв вставляем развязывающий диод КД105, Д219 или аналогичный.
Провода датчика не забываем укорачивать в размер и тщательно изолировать соединения. Затем устанавливаем на место предохранитель и проверяем работу сигнализации.
“Максимальный” комплект – удовольствие не из самых дешевых, и, на мой взгляд, он обеспечивает уже чрезмерную защиту для дешевых скутеров и легких мотоциклов. Вот если у Вас тяжелый чоппер класса Honda GoldWing или классный спортбайк типа того же Honda FireBlade – максимальный комплект будет в самый раз.
Испытания в натуре
Надо сказать, что я подверг все три варианта сигнализации ускоренным тестам “на прочность”, оставляя скутер в самых соблазнительных и криминогенных местах (у супермаркетов, рядом с подворотнями и т.д.) – разумеется, скрытно присматривая за ним и отмечая результаты работы сигнализации. Посягательства на аппарат, разумеется, были – и с целью “посмотреть”, и с более серьезными целями, и во всех случаях сигнализация успешно с ними справилась. Антивандальная защита минимального варианта, конечно, маловата (хотя злоумышленников и он гонял неплохо) - но “интеллектуальный” и “максимальный” варианты работали просто отлично, шугая слишком любопытных подростков предупредительным “кваканьем” сирены и деморализуя более упорных гопников истошным тревожным воем. До попыток взломать кожух скутера и что-то сделать с сигнализацией дело не дошло ни разу – все злоумышленники предпочли покинуть “место преступления” с воющим и мигающим огнями скутером еще до того, как я “нарисовался на горизонте”.
В более мирных условиях сигнализация MS-Bike также показала себя очень хорошо – никаких капризов ни у нее, ни у дополнительных датчиков я не обнаружил. Снятие и установка дежурного режима происходят четко, самопроизвольных включений или переключений режимов не наблюдалось, датчики функционируют надежно, сирена исправно и громко воет. В “интеллектуальном” варианте (благодаря тому, что можно несколько уменьшить чувствительность датчика удара) сигнализация очень хороша – даже у меня на даче, при шастающих повсюду кошках, и рядом с трассой, где грунт трясется от КАМАЗов со щебнем, ложных срабатываний предупредительного режима были единицы случаев в сутки, а ложных срабатываний режима тревоги не было вообще ни разу.
В целом показанный результат можно считать достойным, а разработку фирмы Magic Systems – отличной. Редко встретишь сигнализацию такого ценового диапазона со столь приятными свойствами – незаметную для хозяина и надежного сторожа против воров. И при всем этом, что немаловажно, компактную и простую в установке.
Эксплуатационная надежность новой сигнализации MS-Bike, разумеется, пока еще остается открытым вопросом ввиду ее новизны – однако автомобильные сигнализации фирмы Magic Systems на автомобилях моих друзей и знакомых в течение последних лет показали себя весьма достойно, и я не вижу причин, по которым надежность MS-Bike могла бы оказаться хуже, чем у “автомобильных” собратьев (тем более что сделана она на базе хорошо отработанных решений серии автосигнализаций Stinger). Учитывая 3-годичную гарантию производителя – сигнализация MS-Bike выглядит весьма привлекательно не только на фоне различных китайских поделок, отказывающих через пару месяцев, но и рядом со многими именитыми западными системами. А то, что она практически единственная на рынке сигнализация, всерьез адаптированная для мототехники, не оставляет альтернативы в нашем выборе. MS-Bike на мотоциклах и скутерах - быть!
Усовершенствования
Первое и основное усовершенствование, которое стоит добавить к сигнализации MS-Bike “интеллектуального” или “максимального” вариантов – это пейджер. Пейджер позволит Вам видеть, что происходит с охраняемым аппаратом (срабатывание сигнализации и от какого датчика оно произошло) вне зоны видимости и слышимости тревожных сигналов (например, когда Вы ходите по магазину) либо при нахождении сигнализации в режиме охраны без звуковых и световых сигналов (например, при очень нервных соседях). Magic Systems предлагает пейджеры разных классов – от самых простых до моделей с контролем канала и выходом на мобильные сети GSM. Если Вам действительно насущно получать от охраняемого аппарата сигнал тревоги на большом расстоянии или в “скрытном” режиме – ставьте пейджер, не задумываясь, он честно отработает свою цену. Применительно к относительно дешевым скутерам и легким мотоциклам имеет смысл ограничиться самым простым пейджером.
Кстати, пейджер имеет еще и то достоинство, что сигнализация сообщит Вам о покушении на охраняемый аппарат даже в том случае, если угонщикам удалось залить сирену “пенофлексом” или иным образом вывести ее из строя. Минусы пейджера – он потребляет дополнительную мощность, что может оказаться чрезмерным для небольшого мотоаккумулятора.
Усовершенствованием номер два может быть дополнительный аккумулятор, скрытно установленный рядом с основным блоком сигнализации и сиреной, и снабженный соответствующими цепями подзарядки и блокировки. Это позволяет не бояться отсечения сигнализации от основного аккумулятора. Такое решение намного практичнее, чем автономная сирена, и обеспечивает более надежную защиту.
Кроме того, можно предпринять ряд мер для повышения устойчивости сигнализации к взлому, описанных в следующей главе.
Как парализовать сигнализацию
В данной главе я расскажу, как угонщики обычно парализуют работу сигнализации – не ради того, чтобы все кинулись угонять мотоциклы и скутера, а для того, чтобы Вы знали, как легко “погасить” плохо установленную дешевую сигнализацию.
Питание сигнализации обычно осуществляется от бортового аккумулятора, причем обычно берется питание в месте установки основного блока. Жгут электропроводов, содержащий провод питания, в большинстве мотоциклов и скутеров доступен снизу рамы или под бензобаком - оборвав этот провод, преступник обесточит сигнализацию, и, если она не оборудована автономным питанием, срабатывания не будет.
Общий предохранитель в цепи питания сигнализации можно вывести из строя коротким замыканием бокового повторителя поворотных огней во время тревоги.
Аналогичным образом можно пережечь основной предохранитель аккумулятора – например, получив доступ к проводу стоп-сигнала, закоротив его и нажав на тормоз.
Плохо спрятанная сирена может быть повреждена снаружи или залита быстротвердеющей пеной (например, “пенофлексом”), и ее звук будет заглушен.
Электрошокер искрой, разряженной на раму мотоцикла, может вывести из строя или снять с охраны многие дешевые сигнализации. Искра, разряженная на провода бокового повторителя поворотных огней, действует обычно еще эффективнее.
Проводка сигнализации часто бывает доступна снаружи мотоцикла или скутера, и при этом хорошо заметна на фоне штатных проводов. Одно движение кусачками - и сигнализация выключена.
Как же с этим бороться? Пойдем прямо по пунктам:
Для питания сигнализации можно использовать отдельный провод, проложенный скрытно или в недоступном злоумышленникам месте (например, внутри труб рамы мотоцикла).
Чтобы не сгорел общий предохранитель сигнализации – следует установить отдельные предохранители меньшего номинала в цепь каждого указателя поворотов.
Аналогично способу 2 – только дополнительные предохранители потребуются в цепи стоп-сигнала и других, доступных снаружи, цепях. Кроме того, можно использовать отдельную цепь питания сигнализации в обход штатного предохранителя мотоцикла или скутера (у сигнализации есть свои предохранители – однако желательно в этом случае вынести их поближе к аккумулятору, чтобы не произошел пожар от случайного замыкания цепи до предохранителя).
Пенофлекс не поможет угонщику, если сигнализация имеет систему радиооповещения (пейджер).
Используйте сигнализацию с защитой от высоковольтных импульсов. К счастью, сигнализации Magic Systems имеют такую защиту.
Маскируйте проводку сигнализации, а еще лучше – поместите ее в недоступное угонщику место (трубы рамы, полости облицовки и т.д.) либо защитите надежными кожухами.
Дистанционное радиоуправление сигнализацией с помощью радиобрелка очень удобно, но некоторые такие системы имеют уязвимые точки:
Код радиобрелка можно подобрать, вручную или с помощью компьютера, если в системе нет антисканнера (имеется во всей серии сигнализаций MS).
Код радиобрелка можно перехватить кодграббером - принять приемником и записать в компьютер, затем воспроизвести в эфир, чтобы снять объект с охраны. В этом случае помогает динамический код, меняющийся с каждым нажатием кнопки брелка (KeeLoq у MS-Bike).
Динамический код можно расшифровать, то есть записать код с эфира, разобраться в нем и, если известно правило кодирования, предсказать следующий. Метод борьбы - двойной динамический код, где правило изменения кода сугубо индивидуально для каждого брелка, то есть неизвестно вообще никому, так что расшифровать код не сможет даже разработчик системы.
Двойной динамический код – это, конечно, хорошо, но для сравнительно дешевых скутеров и легких мотоциклов его применение уже отдает паранойей, ибо вряд ли кто-то будет маяться с расшифровкой динамического кода для угона скутера ценой в пару килобаксов. Мы, в конце концов, защищаем не 600-й мерседес - так что динамического кода KeeLoq в сигнализации MS-Bike для наших целей будет более чем достаточно.
(с) взято у саратовского скутер клуба )