[ Последние сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · РЕГЛАМЕНТ КЛУБА ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Т200М
BUBДата: Среда, 13.02.2008, 20:46 | Сообщение # 1

АДМИНИСТРАТОР КЛУБА
Группа: Президиум
Сообщений: 9172
Репутация
« 23 »
Награды: 13
Город: ДОНЕЦК
Техника: Audi 80
Статус:
Предисловие

«Тула» Т-200 – первая модель мотороллера, которые производились на Тульском машиностроительном заводе. «Т-200М» - это уже ее несколько модернизированная версия. На первый взгляд отличий немного. Но мы, стараясь максимально точно передать отличительные черты моделей и их различных модификаций, все же хотели бы более подробно остановиться на «эмке».

Сразу постараюсь отметить следующую особенность. В специальной литературе можно найти только довольно скудную информацию относительно модификации Т-200М. Разночтения в доступных источниках (в архиве завода копаться мне не довелось, и вряд ли такая возможность появится) дают основания полагать, что внедрение изменений в конструкцию первой «Тулы» происходило постепенно, может быть даже не один год. А заявлено о появлении Т-200М было в 1961 году, то есть после четырех лет выпуска базовой модели.



Рождение Т-200М

Работники завода провели ряд испытаний первенца, постоянно получали отзывы от владельцев двухколесной машины. Пришло время кое-что поменять.


В «Каталоге запасных частей мотороллеров «Тула» Т-200 и Т-200М» (М., 1962 г) говорится, что «Т-200М отличается от Т-200 более совершенным масляным воздушным фильтром (вместо сетчатого) и дополнительным к династартеру механическим устройством для запуска двигателя (кик-стартера)». На иллюстрациях мы видим внешне такую же «Тулу», что и ранее. Не видно и изменений передней вилки, о которых можно смело говорить, имея в виду законченный устоявшийся образ Т-200М последних лет выпуска.


Вот что пишет журнал «За рулем» (№ 2, 1960) в статье ««Тула» будет лучше»:

«… фильтр [контактно-масляный – П.Д.] внедряется в производство в 1960 году. Из-за тесной компоновки узлов под капотом размещение его потребовало некоторых изменений коробки электрооборудования и эксцентрикового механизма крепления крыльев». Под «крыльями», конечно же, подразумеваются боковые крышки, закрывающие подкапотное пространство. И далее по тексту статьи (думаю, это будет интересно владельцам самых-самых первых «Тул»: «Для защиты электрооборудования в 1959 году в электросхему мотороллера включен плавкий предохранитель. Он помещается на проводе, идущем от щеток династартера к лемме «ЯШ» реле-регулятора».

Более того, автор статьи рассказывает о довольно смелых идеях работников ТМЗ. Так, пишется о том, что «в настоящее время заканчивается разработка опытной конструкции Т-200М». Но это не то, что попало позже в серийное производство. Речь идет о мотороллере с двигателем 250 куб. см, снабженный электрооборудованием переменного тока. На нем, естественно, не должно было быть династартера и аккумуляторной батареи, а также реле-регулятора (его должен был заменить стабилизатор). Видимо, это был один из прообразов так называемого Т-250, но автор либо не обратил внимания на несоответствие индекса модели («200») с реально проектируемым мотором, либо действительно, на Т-200М собирались внедрить столь необычные решения.


В майском номере «За рулем» появляется крошечная заметка. Начинается она так: «В процессе модернизации мотороллера Т-200 завод Тульского совнархоза создал опытную модель Т-200М. В новой модели передача от двигателя осуществляется парой цилиндрических шестерен, благодаря чему упрощается уход и увеличивается надежность». Продолжать цитату не станем. Перед нами пример проб и поиска новых решений. Который не был воплощен.


Вернемся «к реальности», то есть поговорим о реально воплощенных изменениях, освоенных на конвейере.

В журналах упоминалось, что Т-200М после 1961 года стал обладать более мощным мотором. По документам мощность возросла с 8 до 9 л.с. В «Справочной книге по мотоциклам и мотороллерам», выпущенной уже в 1965 году, мы, хотя и видим разночтения и недостаточно полную информацию, но находим целый ряд изменений.

- В моторе был изменен подшипник нижней головки шатуна. Он был снабжен сепаратором с двухрядно расположенными роликами, а с его обеих сторон устанавливались ограничивающие шайбы. В нижней головке появилась прорезь для смазки подшипника.

- Тип передней вилки изменился. Вместо вилки с рычажной подвеской толкающего типа стали использовать вилку тянущего типа. Вообще «на волне модернизации» многие владельцы прежних Т-200 стали переделывать свои мотороллеры, чтобы они стали «более современными». В журнале «За рулем» была опубликована заметка о том, как самостоятельно внести изменения. И теперь иногда встречаются Т-200 с вилками как у Т-200М.

- Крепление оси переднего колеса в маятнике подвески осуществлялось с 1961 года с одной стороны при помощи клеммового зажима, а с другой стороны при помощи гайки.


И остальное:

«- Ведомая звездочка главной передачи, установленная на тормозном барабане, надежно защищена: она вращается в литом кожухе, состоящем из двух половин. На левой половине установлены тормозные колодки.

- Цепь главной передачи защищена от попадания грязи и пыли резиновыми чехлами.

- Для облегчения демонтажа цепи главной передачи часть корпуса вентилятора, закрывающая ведущую звездочку, выполнена съемной».

Упоминается и коляска. Цитата: «Рама мотороллера с боковым прицепом усилена двумя трубчатыми стяжками, жестко ее замыкающими в нижней части. В верхней части правой боковины рамы приварена накладка с резьбовыми гнездами для крепления растяжки бокового прицепа. Кронштейн рамы для крепления переднего щита мотороллера используется для крепления к мотороллеру верхней точки прицепа. На продольной трубе рамы приварен фиксатор для съемной накладки с шаровым пальцем, являющимся передней нижней точкой крепления прицепа. В качестве второй нижней точки крепления бокового прицепа используется шаровой палец, установленный на соединительной вилке рамы мотороллера».

Внешний вид

Первый тульский мотороллер Т-200, родившийся в 1957 году, не был лишен недостатков. Как, впрочем, и его прототип – немецкий Goggo TA55. Но мотороллеры модернизировали не только потому, что они были технически несовершенны. Были и иные причины. Итак, когда мы видим мотороллер модели Т-200, у нас возникают четкие ассоциации с немецким «папой». Замечу, что в советской прессе тех лет избегали даже упоминания о преемственности. Более того, эту преемственность постарались ликвидировать в самом начале пути советского мотороллера «Тула». В статье «Тульский самовар» на нашем сайте первой иллюстрацией служит репродукция с разворота журнала «За рулем» майского выпуска 1957 года. Тогда производство «Тулы» еще только налаживалось, и на страницах авторитетного издания появился цветной рисунок. С явно далекими от образа «немца» чертами.



Не надо быть знатоком дизайна, чтобы убедиться, что у прототипа «Тулы» - другое по форме крыло. И на нем – эмблема со звездой да хромированный «пруток» по периметру. У Т-200 крыло не имеет двух параллельных углублений и, если присмотреться, по низу можно заметить выштамповку иных очертаний.


Позже такую форму, как у изображенных на фото, придавали передним крыльям модели Т-200М. Видимо, хотелось изначально избавиться от похожести с Goggo, но что-то помешало. Возможно, в условиях аврального освоения оборонным заводом «товаров народного потребления» не было времени заниматься пересмотром форм.




Конечно же, на лобовом щитке тульских мотороллеров стояли шильдики «Тула200» и «Т200М». И именно по ним можно также определять, что за модель перед вами. Не уверен, но осмелюсь предположить, что на первых Т-200М могли оставаться прежние эмблемки.



В дополнение

Выше были перечислены основные изменения. Были и мелочи. Такие как ликвидация подсветки подкапотного пространства, например. Или задний фонарик. У Т-200 он был таким же, как и на первых «Вятках» - с металлическим корпусом. На Т-200М стоял (в большинстве случаев) уже выполненный из цельного пластика (на «Вятках» ВП-150 последних лет выпуска стоял такой же).


Спидометры на Т-200 ставили СП-19В с черным циферблатом и белой стрелкой. А на Т-200М (и на поздние Т-200) устанавливались СП-115 со светло желтого цвета циферблатом и красной стрелкой.


Спорным (по крайней мере, для меня) остается вопрос о том, как отличались крылья (боковины) Т-200 и Т-200М. Мое мнение таково: у Т-200 боковины были преимущественно с двумя отверстиями каждая. И на боковинах имелся изогнутый молдинг. Видел и варианты, у которых были левые или правые боковины имели по одному отверстию. Насколько они «аутентичны», сказать сложно. А у Т-200М на каждой из боковин было по одному отверстию, и на боковинах вместо молдинга были резиновые накладки, такие же как на настиле пола (см. ниже).


И еще – на самых первых «Тулах» модели Т-200 на полу для предотвращения скольжения ног используется настил иного типа. Он представляет собой почти ту же конструкцию, что и на «Вятках» (отличается размерами). Это привинченный к полу алюминиевый желобок, в который вставлен резиновый профиль. А вот на Т-200М настил представлял собой просто резиновые ленты, крепившиеся к полу пистонами.



ВКонтакте
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

[ Последние сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]




Навигация
Контакты
Как нас найти
BUB (Артём): +380 99 712 22 15
Место слётов скутеристов
Каждую субботу в 18:00 (UTC +2)
Донецк, Стадионная ТЦ Амстор, парковка
Location in google Maps