История компании Italjet История этой марки — прежде всего история одного человека, ее основателя и бессменного генерального директора Леопольдо Тартарини (Leopoldo Tartarini), великолепного конструктора и гениального дизайнера. Сын известного в Италии 30-х годов мотогонщика, Тартарини в начале 50-х и сам начал свою гоночную карьеру, которая привела его в заводскую команду «Дукати» (Ducati). Но вскоре Леопольдо почувствовал вкус к самостоятельной конструкторской работе и, в конце концов, основал собственное предприятие. Надо сказать, что Тартарини до начала 80-х годов сохранял тесные связи с Ducati, принимал участие в проектировании многих легендарных мотоциклов этой марки и даже собирал некоторые модели «Дукати» на своем заводе.
Ключ к успеху Тартарини подобрал своеобразный: дешевые моторы из Восточной Европы плюс качественные итальянские комплектующие и современный дизайн. Первый его мотоцикл, увидевший свет в 1959 году, был оснащен 123-кубовым двухтактным двигателем МЦет (MZ) мощностью 6,5 л.с. Но если «донор», с его массой 107 кг и свечной подвеской заднего колеса, был архаичен даже по меркам конца 50-х годов и красотой не блистал, то творение Леопольдо отличалось изящным «гоночным» обликом, современной по тому времени ходовой частью и массой всего 75 кг. А вариант «Юниор» (Junior) с форсированным до 11 л.с. мотором развивал максимальную скорость 120 км/ч! Поскольку сначала на немецко-итальянских машинах применялись только двигатели МЦет (с 1960 года, кроме 123-кубового, и 172-кубовый), то Тартарини назвал свою компанию «Италэммецета» (Italemmezeta).
Модельную гамму в 1964 году дополнил легкий мотоцикл с хребтовой рамой и двумя вариантами 50-кубовых моторов - «Мустанг» (Mustang) с итальянским
двигателем «Минарелли» и «Экспорт» (Export) с чешским мотором «Ява»(Jawa), имевшим горизонтальный цилиндр. Поскольку теперь Тартарини не ориентировался лишь на моторы МЦет, он изменил название своей компании на «Италджет» (Italjet).
Осенью 1965 года на мотосалоне в Милане Леопольдо представил прототип мотоцикла «Грифон» (Italjet Grifon) с 490-кубовым двухцилиндровым верхнеклапанным двигателем английской компании «Триумф» (Triumph). Более того, он добился от англичан права официально использовать эти моторы, которое они до того момента не предоставляли никому. «Грифон» пошел в серию в 1966 году, но с более мощным двигателем «Триумф» (Triumph), 649-кубовым 50-сильным агрегатом.
Целую серию минибайков компания представила в 1967 году. «Гоу-Гоу» (Italjet Go-Go), «Скаут» (Italjet Scout) и «Рейнджер» (Italjet Ranger) имели 49-кубовые двухтактные двигатели «Минарелли» в блоке с четырехступенчатыми коробками передач, открытую сверху дуплексную раму и 10-дюймовые колеса. Разница между ними сводилась к различным формам бензобака, руля и облицовки. Развитием этой серии стал в 1969 году миниатюрный «Кит Кэт» (Italjet Kit Kat) на 7-дюймовых колесах с горизонтальным 49-кубовым мотором под настилом. Последними мотоциклами с моторами от «Восточного блока» стали модель «350» 1968 года с двухцилиндровым двухтактным 344-кубовым двигателем «Ява» (Jawa) и модель «Ралли 125» (Italjet Rally) 1969 года с одноцилиндровым двухтактным 123-кубовым мотором ЧЗет.
Новую нишу для своей продукции Тартарини открыл в начале 70-х годов, начав подготовку мотоциклов для детского спорта. Первой из новой серии стала в 1971 году предназначенная для детей старше 7 лет модель «Юниор Кросс» (Junior Cross) с 48-кубовым двигателем без коробки передач и 14-дюймовыми колесами. В 1973 году за ней последовали «Мини Бамбино» (Mini Bambino) для детей от 3 до 7 лет, на 8-дюймовых колесах и с аналогичной силовой установкой, и «Мини Эндуро» (Mini Enduro) для детей старше 10 лет, с 70-кубовым двигателем, четырехступенчатой коробкой передач и 16-дюймовыми колесами. Гамму машины для мотокросса и соревнований эндуро дополнили в 1975 году триальные «Мини Триал» (Mini Trial) и «Юниор Триал». Параллельно компания выпускала широкую гамму легких 125-кубовых мотоциклов: спортивные машины для мотокросса и эндуро, мотоциклы двойного назначения, а также дорожно-спортивную модель «Букканир» (Buccaneer) с двухцилиндровым двухтактным 123-кубовым мотором «Ямаха» (Yamaha) мощностью 18 л.с. Вершиной серии минибайков стал представленный в 1979 году «Пак» (Pack), складная машина на 6-дюймовых колесах, со столь великолепным дизайном, что она удостоилась включения в
экспозицию Музея современного искусства в Нью-Йорке.
В начале 80-х годов компания, продолжая выпускать широкую гамму мотоциклов для детских соревнований, избрала более узкую специализацию во «взрослом» мотоспорте. На смену прежним мотоциклам для кросса и эндуро пришли триальные мотоциклы с двухтактными моторами рабочим объемом от 49 до 326 см3. Полностью сменилась в 1982 году дорожная гамма. На смену прежним легким мотоциклам пришло новое семейство мотоциклов двойного назначения в стиле «эндуро» и «триал» с 326-кубовыми двухтактными и 322-кубовыми четырехтактными двигателями. К сожалению, это семейство, несмотря на совершенную техническую начинку и ультрамодный, доходящий до экстравагантности дизайн (а возможно, как раз из-за него), не понравилось покупателям. Тогда же прервались и экономически выгодные связи с компанией «Дукати» (Ducati), перешедшей под контроль концерна «Каджива» (Cagiva).
Выход из тяжелой ситуации Тартарини нашел, обратившись к скутерам. В 1989 году дебютировали сразу две модели с 49-кубо-выми двухтактными моторами и автоматическими клиноременными вариаторами - «Репортер» (Italjet Reporter) на 10-дюймовых колесах и «Шоппинг» (Italjet Shopping) на 16-дюймовых. В 1991 году за ними последовали спортивные модели «Писта» (Italjet Pista) и «Скуп» (Italjet Scoop) - последняя с оригинальной «мотоциклетной» посадкой. Надо сказать, что здесь Тартарини пошел по «азиатскому» пути, широко используя комплектующие тайваньского и южно-корейского производства, а некоторые его модели тех лет были просто переименованными машинами из Юго-Восточной Азии.
Совершенно оригинальные скутеры «Италджет» появились в 1993 году сразу в двух полностью отличных друг от друга вариантах. Модель «Велосиферо 50» (Italjet Velocifero 50) исполнена в духе итальянских мотороллеров 50-х годов. Скутер «Формула 50» (Italjet Formula 50), напротив, подчеркнуто авангарден как внешне, так и технически. Так, его передняя подвеска выполнена на продольном рычаге с консольным креплением колеса . Через год эта оригинальная машина была показана со 114-кубовым 13-сильным двухцилиндровым двухтактным двигателем жидкостного охлаждения, разработанным специально для этой модели компанией «Франко Морини» (Franco Morini).
Дебютант 1995 года - скутер «Дрегстер» (Italjet Dragster) - продолжил линию «Формулы», но его внешность с открытой пространственной трубчатой рамой еще более авангардна. Поначалу на этой машине применяли только 49-кубовый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения, а в 1998 году она получила двухтактные моторы жидкостного охлаждения «Пьяджио» (Piaggio) рабочим объемом 123 см3 (15 л.с.) и 176 см3 (21 л.с). Модель и поныне остается эталоном спортивного скутера, обладая непревзойденными динамикой и управляемостью.
Городской скутер «Торпедо» (Italjet Torpedo) на 16-дюймовых колесах в 1997 году дебютировал с 49-кубовым двухтактным двигателем. Через год появилась версия со 124-кубовым четырехтактным мотором, а в 1999 году - с четырехтактным 49-кубовым. В том же году программу дополнил скутер бизнес-класса «Миллениум» (Italjet Millennium), комплектуемый двухтактным (101 см3) или четырехтактным мотором (124 и 152 см3). Осенью 2000 года на мотосалоне в Мюнхене был представлен скутер крейсерского класса «Юпитер» (Italjet Jupiter) с 249-кубовым четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения. Это совместная разработка «Италджета» и китайской корпорации «Цзиньчен» (Jincheng). К сезону 2002 года подготовлены новые версии этой машины со 125-кубовым и 150-кубовым моторами.
Скутеры Italjet пользуются большим спросом в Европе, Америке и Японии. На них ездят звезды спорта, кино и эстрады. Но Тартарини на этом не успокаивается. Осенью 1998 года его компания представила 125-кубовый гоночный мотоцикл для выступлений в чемпионате мира. А в 1999 году показала прототип мотоцикла «Грифон». Его оснастили, как и одноименную модель 35-летней давности, мотором «Триумф», на сей раз - современным 900-кубовым трехцилиндровым агрегатом жидкостного охлаждения.
Новинкой 2001 года стал скутер «Джет-Сет» (Jet-Set) со своеобразным дизайном, живо напоминающим современные автомобили «Ауди» (Audi), и большим выбором силовых установок. Пока компания предлагает четырехтактные двигатели рабочим объемам 125 и 150 см3, но готовится производство варианта с 50-кубовым двухтактным мотором.