Попытаемся провести некоторую аналитику извечной проблемы «мотоциклист и общество». За что нас так не любят? Почему виновниками аварий принято считать «двухколесных»? Действительно, вы не удивлялись странному подчас поведению некоторых прохожих? Вот стоит пенсионерка на обочине. Естественно, желает в неположенном месте перебежать улицу, ждет «окна», опершись на посох. Поток машин не ослабевает, и вдруг вместе с ними «пролетает» спортбайк. Хорошо, что мотоциклисты укрывают свое тело защитной экипировкой. Ибо в противном случае проклятия, вырывающиеся изо рта степенной старушки ему вслед, обязательно достигли бы цели. Быть может, такие и кличут нам беды?
Случай достаточно типичный: передвигаюсь на автомобиле по Чертановской улице, в Москве. Пилота на красной Yamaha заметил издалека. Яркая фара его мотоцикла уверенно петляла среди машин, вот он проносится сбоку слева и через мгновение попадает в борт вздумавшей ни с того, ни с сего развернуться «девятки». Ситуация классическая. Вот только мотоциклист ехал не по встречке или разделительной, да и скорость его минимальная. Что дальше?
Естественно, борзая жестикуляция автомобилиста, угрозы по вызову братков. Пилот Yamaha еще толком не очухался, как вокруг собралась толпа прохожих и водителей. И, поверьте, никакого сочувствия в их речах не слышалось. «Да он сам виноват…, гоняют как бешенные…, отморозки, козлы…» - в общем, все стандартно с ярким совковым оттенком. Слава Богу, что парень в медицинской помощи не нуждался. Шок постепенно отпускал, и мы уже начали принимать участие в дискуссии, в конце концов, вызвали ДПС. На стороне мотоциклиста было лишь двое водителей (помимо меня), но не особо хотели становиться свидетелями. Парни из «девятки» приуныли. Расклад ситуации уже был не в их пользу, но все равно не теряли надежды и напора. Посоветовали мне ехать по своим делам - «Зачем тебе проблемы?».
Инспекторы прибыли через полтора часа, авария собрала хорошую пробку. Дальше были формальности -- все решилось хорошо. Тут мне и пришла в голову мысль провести опрос на тему «Как вы относитесь к мотоциклистам?». Начал с инспекторов, благо, дядечки попались вполне внятные, только фамилии попросили не указывать.
Сержант ДПС Сергей Н.:
- Что тут сказать? Отношение вполне лояльное, но есть множество «но». Во-первых, для мотоциклистов существует множество негласных поблажек. Они часто превышают скорость, но их никто не останавливает и, тем более, не преследует. Чаще всего на светофоре останавливают на предмет проверки категории в «правах» и документов. Но именно пресловутое превышение скорости становится в 90 из 100 случаев причиной ДТП. Поэтому многие и считают, что мы нарочно приписываем мотоциклистам вину. Во-вторых, свидетелей происшествий обычно не бывает: приезжаем, стоит истеричный водитель, рядом исковерканный автомобиль и мотоцикл, а его пилот либо без сознания, либо в «Скорой помощи». Да, пускай автомобиль разворачивался с нарушением, но и мотоцикл «летел» отнюдь не с разрешенной скоростью. Виноваты оба! Но почему-то мотоциклисты считают, что их в таких ситуациях притесняют…
Сержант ДПС Иван С.:
- Сам причисляю себя к этой братии, но по роду службы. Не так давно «работал» на «Юнкере». Могу сказать, что мотовзводовцы дружат со многими мотоциклистами. Так что, приехав на место ДТП с участием мотоциклистов, всегда стараюсь взглянуть на ситуацию с «их колокольни», как, например, в этот раз. Так что не разделяю мнения о том, что все «двухколесные» - отморозки. Но в семье не без урода…
Дмитрий Варсаев, водитель «ВАЗ-2109», виновник ДТП:
- Ах вот почему ты так заступался за этого урода. Ментов купил, небось? Всегда ненавидел этих козлов на вонючем хламе, а теперь тем более. Ни черта не видят, куда едут. Давить вас всех надо! Отвали…
Екатерина Деберева, домохозяйка, случайный прохожий:
- Да никак не отношусь. По-моему, они не из этого мира. На дорогах черте что творится, а они вносят еще больше опасности. Длинные волосы, громкая музыка, пиво и опасная скорость - вот, с чем они у меня ассоциируются. Как же быть со взрослыми людьми, увлеченными этим? Мне кажется, это просто ненормальные.
Михаил Орловский, автомобилист, водитель «Дэу Нексия»:
- По-моему, они совсем обнаглели. Я, конечно, понимаю, что у некоторых денег - куры не клюют, но это не повод прыгать в седло мотоцикла и носиться по улицам, сбивая зеркала. Наглые до предела. На «красный», через сплошные «пробки», едут по «встречке», лезут между бамперами, царапают и уезжают, как ни в чем не бывало. Штрафовать и штрафовать таких и «права» отбирать…
Татьяна Лизбург, автомобилист, водитель «ВАЗ-2108»:
- Меня как-то друг прокатил на мотоцикле. Таком иностранном, красивом и мощном. Кайф! Взрыв эмоций! Но, если бы вы знали, как мне было страшно. Чувствовала, что в любую минуту могу разбиться. Поэтому, с одной стороны, восторгаюсь этими людьми, а с другой - не понимаю. Зачем так рисковать?
Олег Воронцов, автомобилист, ездит на Opel Omega:
- Поведение на дорогах этих сумасшедших просто хамское. Проносятся в миллиметре, подрезают, а скажешь что, еще и кулаком в стекло получишь. Со мной такого, правда, не случалось, но вот знакомому зеркало и стекло разбили. И ведь не догонишь. Это же, в основном, «новые русские» на этих мотоциклах ездят. А у них свои законы и правила. Что тут сказать - уроды.
Конечно, можно было бы здесь разместить и положительные комментарии, но факт остается фактом - случись что на дороге с мотоциклистом, его заведомо будут считать виноватым. Просто большинство людей отрицательно относятся к «двухколесным». И идет это со времен Jawa, «Карпат» и «Уралов»: стереотип, что мотоциклист - отморозок, самоубийца, в общем, нелюдь. К сожалению, современные мотоциклисты продолжают поддерживать этот образ. Положа руку на сердце, большинство из нас ездят отнюдь не по правилам дорожного движения. Что будет дальше? Могу предположить, что рост мотопарка сможет уровнять напряженность в этом двухполярном обществе. Лет через пять мотоцикл на дороге не будет уже белой вороной. Ну а мы на своей шкуре и ценой своей жизни отучим автомобилистов разворачиваться поперек сплошных или совершать поступок, не задумываясь о его последствиях. Потому как на дороге все равны.
P.S. В этом году отмечен рост числа ДТП с участием мотоциклистов в 2,3 раза. Только в центральном регионе за первую половину 2003 года погибло 320 человек. В протоколах мелькают отнюдь не иномарки, а «Ижи» и «Ковровцы». Водители, как правило, пьяны или управляли мотоциклами без соответствующей категории прав. Быть может, в этом наша проблема? Ведь мотоциклисты - народ пестрый…
Обидеть мотоциклиста может каждый «лох на жучке»
2003г.
Источник: Моторевю
текст: Андрей Трифонов