[ Последние сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · РЕГЛАМЕНТ КЛУБА ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ЭЛЕКТРОН
BUBДата: Среда, 13.02.2008, 20:41 | Сообщение # 1

АДМИНИСТРАТОР КЛУБА
Группа: Президиум
Сообщений: 9172
Репутация
« 23 »
Награды: 13
Город: ДОНЕЦК
Техника: Audi 80
Статус:
Электрон
Вятка 3 Электрон

Говорят: "Бог любит троицу". Третья модель Вятско-Полянского завода стала заключительной в его более чем двадцатилетней эпопее производства классических мотороллеров.


ПРИКЛЮЧЕНИЯ «ЭЛЕКТРОНА»




«Зажигаем!»

В конце 1974 года был налажен выпуск очередной модификации – «Вятка-3» «Электрон». Отличий между ним и В-150М немного. Принято считать, что «Электрон» «уникален» разве что электронной системой зажигания, впервые примененной в отечественном автомобиле- и мотоциклостроении. Этот пункт самый важный, но далеко не единственный. Тиристорная система зажигания, конечно, это отлично. Вкупе с новой формой днища поршня (она стала ровно выпуклой, исчез треугольный выступ-«гребень») и повышением степени сжатия до 8, она добавила 150-кубовому мотору мощи. Теперь мощность двигателя мотороллера «Вятка» составляла 7 лошадиных сил (встречал я в литературе данные, что мощность мотора составляла 9 л.с., но это надо проверять). И довольно-таки тяжелую (по нынешним меркам) двухколесную машину можно было разогнать, согласно паспорту, до максимальных 80 км/час. Правда, от некоторых мотороллеролюбителей приходилось слышать, что «Электрон» способен разогнаться до сотни…

«Найди девять отличий»

Человеку, не сталкивавшемуся с «Вятками», очень сложно отличить друг от друга модели В-150М и «Электрон». Многим кажется, что они «на одно лицо». Для того, чтобы четко разграничить эти модели, предлагаю описание основных отличий. На деле приводилось встречать «мутантов», которые объединяли в себе элементы обеих моделей, но это ведь уже не в точности заводские модели…

а) Переднее крыло






Начнем с переднего крыла. На В-150М оно выполнялось цельноштампованным с горизонтальной каемкой-углублением по периметру. В производстве «Электрона» поступили проще: крыло изготавливалось из двух половинок, свариваемых по продольной линии. Чтобы шов не бросался в глаза, его сверху накрыли блестящим молдингом. Да и сама форма штамповки половинок, похоже, в целях упрощения работы сделана несколько более «угловатой».

б) Сигналы поворота







Упоминавшаяся выше горизонтальная каемка канула в лету (точно совместить половинки крыла с подобной штамповкой было бы сложно), зато по бокам появились выступы под крепления сигналов поворота. От «поворотников» на рукоятках руля было решено отказаться: они зачастую разбивались, если мотороллер падал на бок.


в) Руль и катафоты







С устройством руля у «Электрона» тоже стало по-другому. Отказавшись от сигналов поворота, закрепленных на рукоятках, отпала необходимость иметь ручки с креплениями и отверстиями под корпуса «поворотников».
Зато сзади по бокам кожуха двигателя появились катафоты прямоугольной формы. Так сказать, в дополнение. При езде в темное время суток они были полезны: водитель автомобиля мог фарами высветить во тьме мотороллер.


г) Кожух фары






Третье заметное отличие. У В-150М он выполнен следующим образом – нижняя часть заметно шире верхней. А поверх кожуха фары крепится еще один, дополнительный щиток, необходимый лишь для того, чтобы закрыть по максимуму тросы управления. Ну и, наверное, для красоты. У «Электрона» вид иной. Сама фара расположена выше благодаря другой форме кожуха. От щитка, который я назвал «дополнительным», не осталось и следа.


д) Сидение

У В-150М сидение откидывалось в сторону, тогда как у «Электрона» – вперед, как когда-то было на «беременных» «Вятках». У «эмки» сидение, откидываясь, удерживалось только за счет брезентового ремешка. Его можно было снять вместе с сидением, а сидение использовать в качестве «скамейки» при ремонте мотороллера в пути, к примеру.

е) Бардачок






Бардачки моделей мотороллеров крепятся практически одинаково, но отличаются по форме. Верхняя часть «ящика» служит панелью для размещения спидометра и центрального переключателя. У В-150М кромка этой панели с довольно-таки острыми краями. И «площадка» эта изготавливалась отдельно от остальной части бардачка. Бардачок «Электрона», напротив, цельноштампованный. И все углы сглажены.


ж) «Подножные подставки»






Если водитель В-150М посмотрит себе под ноги, то обнаружит «полозья», каждое из которых представляет собой комбинацию алюминиевого профиля и вставленных в него резиновой ленты. Оканчиваются эти профили силуминовыми детальками, призванными удерживать резину в пазах профиля. Точно такие же, с позволения сказать, «полозья» устанавливались на ВП-150. «Электронное» новшество было иным – более широкие резиновые ленты в алюминиевых профилях (тоже, соответственно, более широких) использовались вместе с хромированными «уголками».


з) «Дистанционное управление»

Вместе с «Вятками» В-150М канула в лету попытка ввести «дистанционное управление» воздушной заслонкой и поплавком карбюратора. Конечно, речи о радиоуправлении не идет. Просто вспомним, что на самой первой «Вятке» модели ВП-150 чтобы повернуть воздушную заслонку и утопить поплавок, нужно было открыть дверцу в кожухе двигателя и залезть рукой к карбюратору и воздушному фильтру. С внедрением «Вятки» В-150М конструкторы решили облегчить задачу мотороллеровладельца. И установили на полике мотороллера (прямо перед съемным кожухом двигателя) два «рычажка», поворачивая которые, и можно было регулировать необходимые параметры. Но на «Электроне» от этих пусть и простых приспособлений отказались.

и) Кожух двигателя (капот)






Может показаться, что кожух двигателя В-150М совершенно одинаковый, такой же, как на «Электроне». Однако это не так. Если присмотреться, то заметим кое-что интересное. Первое – у В-150М на обеих боковых половинах кожуха присутствуют несколько (если быть точным, то пять) параллельных горизонтальных вырезов для вывода воздуха. На левом борту также присутствует откидная крышечка для доступа внутрь, к бензокрану. С противоположной стороны – видимо, для более полного зрительного соответствия боковин – присутствует штамповка по форме дверки. На «Электроне» боковой дверцы уже не было, а отверстия для выпуска воздуха изменены. Их все так же пять, однако они дополнительно усилены вертикальными (или почти вертикальными, если быть точным) перегородками. Кроме того, в кожухе «Электрона» есть еще одно дополнительное отверстие – круглое. Теперь для доступа к бензокрану необходимо было использовать специальный инструмент.


И, пожалуй, не стоит забывать о том, что сидение на В-150М откидывалось в сторону, соответственно, имело крепления на боковой стороне. Так что замена кожуха с мотороллера «Электрон» на кожух с В-150М требовала либо замены его целиком (с сидением), либо возни с подгонкой креплений.


Вот, собственно, и все. История «Вяток» закончилась в 1979 году. Официально причина отказа от производства мотороллеров звучит следующим образом: спрос на мотороллеры резко упал (в «Большой советской энциклопедии» написано, что в мире в 1972 году вообще прекратилось производство мотороллеров!), и ВПМЗ было решено почти полностью вернуть к производству продукции для оборонных целей. Действительно, в 70-ых годах прошлого века интерес к мотороллерам внезапно угас. Но не пропал! Продолжали выпуск двухколесной техники подобного толка и Piaggio-Vespa, и многие другие компании. А второй бум мотороллеромании наступил с выходом на мировую арену японских производителей скутеров.


Оборонное предназначение завода понятно. Однако есть единственное замечание – когда это, интересно, в Советском Союзе частный транспорт был не востребован? Действительно, современники тех лет вспоминают, что мотороллеры стояли в магазинах, и брать их никто не спешил. Мотороллеры на тот момент были гораздо менее притягательны, чем автомобиль…



ВКонтакте
СалагаДата: Среда, 27.08.2008, 08:04 | Сообщение # 2

Группа: Гости
Репутация
« »





Мнеб схемку электронного зажигания я б тоже на такой покатался
PredatorДата: Пятница, 09.01.2009, 22:16 | Сообщение # 3

СМОТРЯЩИЙ
Группа: Скутеристы
Сообщений: 2186
Репутация
« 34 »
Награды: 3
Город: Донецк
Техника: SpeedGear 50QT-E
Статус:
Интересно у кого небуть этот скутер ЖИВОЙ есть!!! Тоесть на ходу?

... так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок ...
(пробег с покупки скутера до текущего момент составляет 32245км)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

[ Последние сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]




Навигация
Контакты
Как нас найти
BUB (Артём): +380 99 712 22 15
Место слётов скутеристов
Каждую субботу в 18:00 (UTC +2)
Донецк, Стадионная ТЦ Амстор, парковка
Location in google Maps