Мотороллер по сути, путешественник по призванию
Заслуженное звание
Конечно, немного найдется людей, готовых на скутерах отправиться в дальнюю дорогу. Не так много желающих предпринимать на мотороллерах продолжительные поездки было и в советские годы. При всей простоте перемещения по одной шестой части суши (отсутствие границ и всеобщая добродушность) только самые отважные решались стать мототуристами. Правда, мотороллер, созданный на Тульском машиностроительном заводе во второй половине 60-ых годов, носил гордое имя "Турист", и, по замыслу авторов, вполне соответствовал задаче перемещения по необъятной стране. Авторы "Туриста", опираясь на "способности" предыдущей модели (или, если угодно, моделей - Т-200 и Т-200М), создали свой, отличный по дизайну от предшественника роллер. Технически "Турист" также заметно отличался от Т-200 и Т-200М. Коллектив конструкторского бюро, которому к середине 60-ых была поручена разработка "Туриста" (с 1965 года возглавлял эту структуру инженер Евгений Николаевич Щербаков, а главным конструктором являлся А.В. Лотоцкий), проделал большую работу по усовершенствованию конструкции.
"Несущий капот позволил отказаться от массивного трубчатого подрамника в задней части машины, новая передняя рычажная вилка толкающего типа обеспечила хорошую управляемость (увы, нерегулируемый литой руль новинки принес много неприятностей заводу и был слабым местом машины)", - пишет автор статьи "Тульские работяги: хроника развития" Валентин Пудовеев (с 1978 года он - главный конструктор мотопроизводства на ТМЗ).
В отчетной статье на страницах журнала "За рулем" (№9, 1968) Лотоцкий и Щербаков писали: "Новый мотороллер прошел и беспристрастные изнурительные испытания на стендах завода и ВНИИмотопрома, и проверку на горных дорогах Юга, на заснеженных проселках средней полосы. На нем заводские спортсмены стартовали в первенстве страны по мотоциклетному многоборью, в кроссах и гонках на льду, успешно выступали в моторалли ФИМ 1965 и 1966 годов". И, как показала народная практика, далеко не все было в модели замечательным. Но в целом "Турист" является замечательным мотороллером, вполне комфортным и надежным. Более того, на прошедших в 1967 году Всесоюзных мотоциклетных соревнованиях на первенство марки именно с "Туристом" (тогда еще экспериментальную модель назвали "Тулицей", но получила это название последующая модель, родившаяся только в 1978 году) Тульский завод выиграл главный приз и общее первое место! В 1969 году успех был практически повторен - среди серийных мотоциклов и мотороллеров тульские работяги заняли второе место (в основном шла борьба за надежность и выносливость техники), уступив только команде Ижевского завода. А в категории экспериментальных машин победила как раз команда "Турист-А".
Особенности модели
Что в "Туристе" сразу притягивает внимание? На мой взгляд, интересен сам по себе кожух переднего колеса. Прямо в нем располагался ящичек для инструментов. Решение, скажем прямо, довольно своеобразное. Кстати, в чешской (на тот момент чехословацкой) "Чезете" в корпусе переднего крыла и вовсе располагался бак с топливом.
Тросы управления, электропроводку создатели "Туриста" провели в скрытых полостях руля. Если на Т-200 тросы были видны и напоминали (по крайней мере, мне) усики насекомого, то у новинки все было стильно и аккуратно, никаких выступающих элементов. Перед водителем на щитке располагаются только контрольные приборы.
Капот на новой модели ТМЗ откидывался назад и фиксировался упором на крючке, что позволяло практически моментально открыть доступ к двигателю, навесному оборудованию, бензобаку. Отдельно обеспечить доступ к баку и свече зажигания, не поднимая капот, можно за счет откидывающегося сиденья.
На "Туристе" появились сигналы поворота, чего еще не было в штатном исполнении на Т-200М. Мощность двигателя путем внесения некоторых корректив (за счет улучшения фаз газораспределения, формы камер сгорания и увеличения степени сжатия), удалось поднять на 20% - с 9 л.с. при 4500 об/мин. до 11 л.с. при 5600 об/мин. Повышение степени сжатия потребовало применения бензина с октановым числом не менее 72.
При этом воздушный фильтр остался таким же, как и ранее. Выпускная система (глушитель) был аналогичен по конструкции глушителю Т-200М, отличаясь только креплениями.
Кузов "Туриста" стал намного прочнее, чем у предшественника, центр тяжести заметно снизился. Соответственно, проблема устойчивости на высоких скоростях, свойственная первым "Тулам", была во многом решена. Плавность хода, так необходимая на неровных советских дорогах, была достигнута в основном за счет увеличения хода подвески. Например, ход задней подвески Т-200М составлял 60 мм, а у "Туриста" - почти в два раза больше (110 мм). В конструкции передней подвески вернулись к варианту толкающего типа (как на самых первых "Тулах" Т-200; на Т-200М - тянущего типа).
Увеличение максимальной скорости повлекло за собой необходимость увеличить эффективность работы тормозной системы. Соответственно, у "Туриста" диаметр тормозных колодок составил 150 мм (у Т-200М диаметра тормоза заднего колеса - 130мм), и они взаимозаменяемы с тормозными колодками переднего колеса Т-200М. Ступицы колес "Туриста" также отличаются от ступиц предшественника. Оба колесе "Туриста" - полностью взаимозаменяемые.
В системе электрооборудования отказались от "шика" - указателя переключения передач. И ввели, как уже упоминалось, сигналы поворота с переключателем, расположенным на левой рукоятке руля. Фара "Туриста" взаимозаменяема с фарой "Вятки" В-150М (за исключением лампочки), посадочные размеры заднего фонаря аналогичны размерам заднего фонаря Т-200М.
Модернизация
В 1971 году была осуществлена модернизация "Туриста". Модель отныне именовали не иначе как "Турист-М". Самое основное - степень сжатия была увеличена до числа 7,8, мотор теперь работал на бензине А-76, и его максимальная мощность возросла до 12 л.с. Максимальная скорость, естественно, возросла до 90 км/час. Модернизированный мотороллер получил новый глушитель сигарообразного типа, для чего также было решено увеличить диаметр выпускной трубы. Дабы обеспечить лучшее охлаждение при возросшей теплонапряженности, в подкапотном пространстве установили специальный дефлектор, направляющий холодный воздух вдоль цилиндра вниз наружу. Благодаря этому температура воздуха в подкапотном пространстве и в районе ног пассажира снизилась на 5-10 градусов.
Рычаг кикстартера тоже изменили. Отныне его можно было "спрятать" под капот. Считалось, что он нужен будет значительно реже. Создатели тульских мотороллеров не учли, что в условиях дефицита качественных аккумуляторов (и аккумуляторов вообще) и не лучшей надежности системы запуска, как раз им и будут чаще пользоваться. Что же в итоге? В очень скором времени многие советские граждане владельцы мотороллеров повырезали в стенке капотов отверстия, чтобы рычаг кикстартера можно было "вынуть" не поднимая сам капот.
Чтобы мотороллер на остановке поставить более устойчиво, конструкторы сместили подножку ближе к заднему колесу. Одновременно увеличили жесткость центральной подставки и надежность ее крепления к раме.
Дабы придать жесткости рулю (при падениях случались его поломки) увеличили его прочность путем утолщения стенок отливки и введения дополнительных ребер жесткости.
Крыльчатку вентилятора и кожух цепи стали изготавливать из пластмассы (а не из алюминиевого сплава), чтобы уменьшить общую массу мотороллера. Подобное нововведение в лучшую сторону повлияло на безопасность: некоторые граждане вовсе отказывались от алюминиевого кожуха, поскольку в случае соскакивания цепи происходила блокировка колеса.
На днище бака выполнены дополнительные выштамповки и изменена конструкция успокоителя. В результате повысилась прочность. Сам бак у "Туриста-М" размещался не на раме, а подвешен к капоту при помощи хомута. Получилось, емкость оказалась на 8-10 мм выше, что способствовало увеличению напора топливной смеси.
Инструментальный ящик, который поначалу располагался в нише кожуха переднего колеса, переехал под седло. Он представляет собой съемное корыто, которое можно использовать "в хозяйственных целях" для промывки деталей, например.
Звуковой сигнал, который конструкторы "Туриста" почему-то разместили под крылом переднего колеса, где он подвергался воздействию грязи и влаги, благоразумно перенесли на рулевую колонку между щитом и хребтовиной.
Итог
Несмотря на свою далеко не идеальную конструкцию, "Турист" просуществовал долго. По сути, Тульский машиностроительный завод производил модернизированный "Турист" под двумя названиями - собственно "Турист" и "Тулица". Об их основных различиях (не революционных, но значимых) - в других материалах.