Сейчас такие транспортные средства называют скутерами. В основном это 50-кубовые машины, не требующие от водителя "прав", хотя встречаются и экземпляры, преодолевающие рубеж скорости в 150км/ч.
В СССР аналогичные машины собственного производства (а также чешская "Чезета") часто встречались на дорогах около 30 лет - с конца 50-х по конец 80-х годов. Был обязателен номерной знак и мотоциклетные "права" у водителя, но вот техосмотр был ненужен. Последнее, а также низкая цена способствовали популярности мотороллеров.
Первыми моделями, ставшими на производство в 1957г, были "Тула" Т-200 и "Вятка" ВП-150, производившиеся в Туле и Вятских Полянах на заводах военно-промышленного комплекса, как товары ширпотреба.
Конструкции были содраны соответственно с немецкого мотороллера "Goggo ТА200" и итальянской "Vespa". Во втором случае даже сохранили размерность головок болтов в 13мм, за 13 лет до начала массового выпуска "Жигулей" с таким же крепежём. Можно только представить себе проблемы водителя мотороллера, потерявшего ключ "на 13". "Тула" имела двухсоткубовый восьмисильный двигатель с пуском ключём зажигания от двух аккумуляторов 3МТР-10, при весе 155кг развивала 80км/ч. Четырёхступенчатая коробка передач была с ножным управлением. В стандартное 12-вольтовое электрооборудование входили династартёр мощностью в режиме генератора 100вт - по тем временам огромная цифра, указатель включённой передачи и лампа освещения подкапотного пространства, а в опции - запасное колесо, крепящееся сзади, как хорошо видно на фото. Надо заметить, ввиду отсутствия в свободной продаже вплоть до распада СССР мотоциклетных стартёрных аккумуляторов, все электрические чудеса оборачивались для владельцев "Тул", а позже "Туристов" и "Тулиц", страшной головной болью.
Большое число машин переделывались под безаккумуляторную систему электрооборудования переменного тока от лёгких мотоциклов. В 1961г "Тула" была слегка модернизирована и стала именоваться Т-200М, мощность двигателя возросла до 9л.с., а вес уменьшился до 145кг. Передняя вилка стала, в отличие от Т-200, тянущего типа. Но это решение оказалось неудачным, и позже, на "Туристе", вернулись снова к толкающей.
"Вятка" имела двигатель объёмом 150 кубиков мощностью 5 л.с. и разгонялась до 70км/ч. Щиток переднего колеса был поворотный, как у мотоцикла, а заднее колесо сидело на вторичном валу трёхступенчатой коробки передач с управлением левой ручкой руля.
В середине 60-х на дорогах СССР появился третий тип мотороллеров - чехословацкая 175-кубовая "Чезета-502". Среди её особенностей можно отметить указатели поворотов и расположенный над передним колесом бензобак. Под седлом был большой багажный отсек. Двигатель мощностью 10.5 л.с. позволял развивать 90 км/ч. В отличие от отечественных мотороллеров с десятидюймовыми колёсами, на "Чезете" были 12-дюймовые.
Недостатком первых моделей отечественных мотороллеров была их низкая проходимость и плохая управляемость на неровных дорогах. Поэтому вместо ВП-150 в 1965г появился В-150М с новой экипажной частью, но со старым двигателем. К сожалению, конструкторы не позаботились об удобстве эксплуатации - крохотный инструментальный ящик не позволял возить в нём ни масла для приготовления двухтактной смеси, ни минимального набора запчастей.
Передача крутящего момента от двигателя на колесо теперь осуществлялась цепью. Однако неизменяющееся в процессе движения положение осей ведущей и ведомой звёздочек, а также применение цепи от мотоциклов с 2-3 раза большей мощностью двигателя и почти герметичный кожух делали эту передачу весьма надёжной. Задний тормоз вместо троса стал приводиться безотказной жёсткой тягой. Появились и указатели поворотов. Но их использование предполагало наличия дефицитной аккумуляторной батареи, а для работы двигателя она, как и на предыдущей модели, не требовалась. Поэтому народ в основном семафорил руками. В 1974г, после проведения модернизации, модель получила добавку к названию "Электрон". Изменился корпус фары, увеличился инструментальный ящик, мощность двигателя путём использования двухпетлевой продувки и электронного зажигания возросла до 7 л.с., а скорость - до 80км/час. Было много и других усовершенствований.
Являюсь счастливым обладателем экземпляра такой техники 1976г.в. во вполне исправном состоянии, описания многократных и неизменно успешных поездок на нём в Крым в 80-х годах тута. В конце 70-х рост производства авто привёл к снижению спроса на мотороллеры, и в 1979-м выпуск "Электрона" был прекращён. Двигатели и запчасти делали ещё лет 5.
Похожа была судьба "Тулы". В 1968г началось производство её наследника "Туриста", внешне совершенно нового, но со старым двигателем, форсированным до 11л.с. На рисунке видны инструментальный ящик над передним колесом, аккумуляторы между ног водителя, ручка воздушного корректора рядом с рукояткой переднего тормоза. Цвет всех серийных мотороллеров был светлозелёный. Они имели весьма мягкую подвеску и два упора для стоянки - центральный и боковой. Правда, пользоваться центральным упором из-за большого веса мотороллера было неудобно. А уж звуковой сигнал в окатываемой водой зоне за передним колесом вообще в никакие ворота не лез.
Ездил на таком изделии, одном из первых 1968г.в., и я. Уже при возвращении из ГАИ, где старый хозяин снял "Турист" с учёта, чуть не убился. Неожиданно на средней скорости руль заплясал в руках, меня вынесло на левую сторону прямо в лоб ГАЗ-53. Хорошо, что его водитель успел взять правее. Говоря авиационными терминами, имело место шимми рулевого управления. Оно повторялось неоднократно. Написал на завод, получил ответ от главного конструктора Пудовеева. Он перечислил несколько возможных причин, среди которых неправильное давление в шинах, неисправные амортизаторы и ... груз на багажнике свыше 5кг! В моём случае вина была амортизаторов, после замены передней вилки шимми без груза и пассажира не повторялось. Однако как можно было снабдить мотороллер достаточно мощным задним багажником, но нигде не указать ограничение нагрузки на него? Да и странно выглядит ограничение в 5кг на машине с названием "Турист". Видимо, центр тяжести мотороллера оказался чрезмерно смещён назад. Надо было делать багажник спереди, как на "Чезете". Но компоновка на последующих моделях - "Турист-М", "Тулица", "Тулица-2" так и не изменилась. Всё ограничилось текущей модернизацией, небольшими улучшениями в части комфорта, дизайна и форсировкой двигателя (на "Тулице-2" до 15л.с. с трёхпетлевой продувкой).
Принципиально двигатель и электрооборудование не изменялись с 1957г. Конкуренция с авто, дефицит аккумуляторов и очень низкое качество изготовления (мне по этой причине пришлось сдать обратно в магазин свежеприобретённую "Тулицу" с возвратом денег) привели к прекращению производства в 1989г. Да и все восьмидесятые годы выпуск легкового двухколёсного мотороллера был незначительным - несколько тысяч штук в год. Основой производства в этот период был грузовой трёхколёсный "Муравей", на агрегатах двухколёсного. Выпуск его закончился в начале 90-х. Существовали также варианты "Муравья" со вторым сидением для пассажира, фургон и комплект для переоборудования легкового мотороллера в грузовой.
Иногда спрашивают, как различить весьма похожие внешне "Турист", "Турист-М", "Тулицу" и "Тулицу-2". В первом приближении, самое простое - по цвету, ведь большинство мотороллеров никогда не перекрашивалось. "Турист" зелёный, "Турист-М" - тоже зелёный, но с хромированым сигарообразным глушителем мотоциклетного типа слева, иногда белый, "Тулица" - сине-белая, "Тулица-2" - красная с чёрным пластмассовым корпусом фары. "Муравей" выпускался на базе всех четырёх модификаций, но под одним названием.
В разное время был владельцем семи мотороллеров обоих заводов, посему могу позволить себе роскошь сравнения. Так вот, при сравнении "Вяток" и "Туристов" моё мнение неизменно склоняется в пользу первых. Не говоря уже об ограничении веса груза на багажнике "Туристов", сталкивался с незнакомыми на "Вятках" проблемами перегрева, фантастического расхода бензина, соскакивания цепи с блокированием заднего колеса и неэффективности кик-стартера. При плохом аккумуляторе запустить движок изделия тульских мастеровых удавалось обычно только с разбега. Да ещё, начиная с "Туриста-М", кик-стартер убрали под капот. Ответить "Турист" мог только мягкой подвеской и мощной фарой.
(с)пёр с саратовского скутер клуба