Что
такое вариатор? Вариатор – это механическая бесступенчатая передача. Он
используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала. В
основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор.
Он состоит из ведущего шкива, ведомого и клиновидного ремня и работает
только в зависимости от количества оборотов двигателя, не реагируя на
нагрузки (например при подъеме в гору, нагрузка на заднее колесо
увеличивается, а передаточное число остается неизменным), что является
одним из его недостатков.
Начнем с самого простого. Почему клиновидный ремень?
Из рисунка слева видно, что ремень в разрезе имеет трапециевидную форму
и "вклинивается" в шкив только своими боковыми поверхностями. При
износе этих поверхностей, благодаря своей форме, он врезается глубже в
шкив и все равно остается в хорошей сцепке с ним.
Как изменяется передаточное число?
Устройство ведущего шкива (ведущий шкив вращается коленвалом) таково,
что его щеки при воздействии центробежных сил плавно сжимаются и
выталкивают клиновидный ремень все дальше и дальше от центра шкива.
Ведомый же шкив при этом наоборот, разжимается, и ремень на нем плавно
утопает все ближе и ближе к центру шкива. Чем больше обороты двигателя
- тем больше сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем самым
меняя передаточное число от коленвала к заднему колесу. Этот процесс
хорошо виден на этих рисунках:
Двигатель не запущен.
Малые обороты двигателя.
Средние обороты двигателя.
Максимальные обороты двигателя.
На рисунках показаны также положения клиновидного
ремня в разрезе на ведущем шкиве (слева) и ведомом (справа) при разных
режимах работы двигателя.
Как устроен ведущий центробежный шкив вариатора? Довольно просто! Разберемся в его конструкции, показанной на рисунке:
Ведущий центробежный шкив вариатора.
1 - неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к
цапфе (хвостику) коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный
ремень 2 размещен между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно
перемещается на валу 5. Перемещают ее ролики 4 которые упираются в
упорную и неподвижную щеку 9. Под воздействием центробежной силы,
ролики 4 расходятся от центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к
щеке 1 и выталкивая ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и
щеки 3 на разных оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках
выше.
Теперь немного о ведомом шкиве (рисунок ниже).
Ведомый шкив.
От ведущего шкива он отличается тем, что у него нет
роликов, вместо них пружина (смотрите рисунок справа). В тот момент
когда на ведущем шкиве щеки сближаются, выталкивая при этом ремень, на
ведомом шкиве щеки (а именно двигается щека 5 по валу 7, щека 6
установлена жестко и неподвижна) наоборот, расходятся, сжимая пружину
3, и ремень опускается глубже, что опять таки видно на режимах работы
двигателя выше на четырех рисунках. Благодаря пружине 3 клиновидный
ремень всегда натянут, и натяжение его пропорционально увеличивается с
увеличением оборотов. Это в свою очередь позволяет не проскальзывать
ремню на более высоких оборотах, на которых нагрузка больше чем на
более низких.
Существуют также более простые модели мотороллеров у
которых отсутствует вариатор на ведущем валу. Вместо него установлен
простой шкив и передаточное число от него к ведомому фиксированное на
всех оборотах двигателя. Такие модели больше 50 км/ч. не развивают и
"тупо" набирают обороты с места. Ведомый же шкив у них такой же как и у
вариаторных - под пружиной и служит только для натяжения ремня.
Единственный плюс такого устройства - ремень служит дольше.
Дальше вступает в работу автоматическое сцепление, которое находится в сборе с ведомым шкивом. Удачи!
Источник: www.moto.com.ua |