Главная » Статьи » Мотоциклы » Обзоры мотоциклов

Электрические мотоциклы


Какая отрасль техники развивается в последние годы наиболее динамично? Не ошибусь, если скажу: создание мотоциклов на электрической тяге. Еще чуть-чуть – и «особо продвинутые» мотоциклисты станут спрашивать друг друга: «Сколько вольт в твоем ампере?»


Подзарядка аккумуляторов производится от розетки или бортового ДВС.

Вообразите себе мотоцикл с мотором настолько тяговитым, что ему даже не нужна коробка передач. Более того – весь максимум крутящего момента доступен «с нуля». При этом машина практически бесшумна, лишена вибраций и почти не пахнет (так что ваша благоверная не будет устраивать скандал, когда вы затащите байк в квартиру на зимнюю спячку). Бензин мотоциклу, кстати, тоже ни к чему. Соответственно, и выхлоп у него «нулевой», так что окружающие вас цветочки и букашки нисколько не страдают. А устройство аппарата настолько незамысловато, что все сервисные операции вы можете делать сами, забыв дорогу к дилеру. И при всем при том он легко идет «за 200», на старте оставляя за флагом 1000-кубовые спортбайки.

Электровелосисипедам принадлежит львиная доля рынка транспорта на электротяге.

Фантастика? Ничуть. Такие мотоциклы уже есть. Просто они, конечно же (природа не может обойтись без ложки дегтя), не лишены недостатков – временных (хочется верить!), но тяжких. Во-первых, такие аппараты чудовищно дороги (дальше продолжать?). Во-вторых, запаса хода едва хватает на час активной езды. В-третьих, процесс пополнения энергии занимает несколько часов… Как вы уже поняли, речь идет об электробайках. Не буду скрывать: некоторые эксперты считают их настолько далекими от широкого распространения, что, дескать, и писать о них не стоит. Все равно в этой жизни мы их не опробуем. Ну, что тут скажешь? «Какая горькая память о том, что будет потом…» Не так уж далеки времена, когда мы все железно верили: круче «Явы» нам не оседлать ничего! Так что и сейчас биться об заклад я не стал бы…

По прогнозам американской консалтинговой компании Pike Research, в мире с 2010 по 2016 годы будет продано 416 миллионов электровелосипедов и электробайков.

СПОРТИВНЫЕ СТРАСТИ. Самое лучшее подтверждение потенциала электробайков – их выход на спортивные трассы. Электроспорт резво стартовал как раз в прошлом году. Весной в США состоялся 24-часовой внедорожный марафон. Летом на знаменитой трассе «Турист Трофи» на острове Мэн прошла первая шоссейно-кольцевая гонка. Осенью во Франции провели совместный мотокросс для мотоциклов с ДВС и электромоторами («электрички» победили), а в США в сентябре 2009 года электробайк компании Lighting Motorcycles, которой руководит президент Ричард Хартфильд, установил абсолютный рекорд скорости для двухколесных электромашин: 267,776 км/ч. При этом он побил рекорд, показанный всего несколькими днями раньше на электромотоцикле Mission One – 241,445 км/ч. Но рекорд «миссии» можно считать даже более важным для развития электробайков: ведь он установлен на практически серийном мотоцикле, который скоро поступит в продажу. и его максимальная скорость будет такой же, как и у рекордного. А Хартфильд обещает в этом году разогнаться до магической цифры 200 миль в час (301,8 км/ч).

267,776 км/ч – таков сегодняшний рекорд скорости для мотоциклов на «батарейках».


Рекордный мотоцикл Mission One (241,445 км/ч) практически не отличается от серийного.

И, наконец, на исходе года – в декабре – в Дании прошла первая гонка электроэндуро. Среди 38 ее участников такие звезды, как пятикратный чемпион мира по мотокроссу Жоэль Сметс (занявший четвертое место), чемпион Франции в соревнованиях эндуро Фабиан Плане (который и выиграл состязание) и 14-летний вундеркинд, чемпион Дании по мотокроссу среди женщин Анне Йохансон. Замечен на стартовом поле и некий Клаус Ненневиц, в недавнем прошлом – известный конструктор мотоциклов (на его счету такие неординарные машины, как Aprilia Tuono и Derbi Mulhacen), а ныне – журналист-фрилансер, пишущий о соревнованиях по мотокроссу и эндуро (и выступающий в этих видах спорта на уровне очень крепкого любителя).

Так лихо можно ездить на электробайке Zero DS.

Вот что он сказал после гонки (в которой занял почетное 22-е место): «Если вчера меня еще одолевали сомнения – можно ли ловить кайф от езды на электробайке, то сегодня я без колебаний отвечу: ДА! На очень сложном технически лесном участке мотоцикл вел себя куда лучше, чем машина с ДВС, и зацеп на скользкой поверхности очень хорош. А слышишь во время гонки только свое дыхание – и шлепки шин по корням деревьев. Приходится следить за тем, чтобы не переехать лесных зверушек: мчишься так бесшумно, что они просто не успевают разбегаться!»

Электробайк Quantia на трассе первого Эко-эндуро.


Планы устроителей внедорожных электрогонок пока не известны, а вот вокруг соревнований на шоссейных трассах уже бушуют жаркие страсти. В прошлом году их организацией занималась компания TTXGP, а в этом инициативу решила перехватить Международная федерация мотоспорта (FIM), объявившая о проведении – ни много ни мало! – чемпионата мира. Правда, в его календаре – лишь четыре гонки (с зыбкой надеждой на расширение географии), и непонятно, кто будет выступать под флагом FIM. Те команды, которые засветились в прошлом сезоне, пока сохраняют верность TTXGP. У той в активе – целые серии в Великобритании, Италии и Северной Америке (по четыре гонки), плюс финальная гонка за европейское чемпионство, которая будет проведена совместно с Европейским мотоциклетным союзом в Испании.

Победитель первой «электрогонки» на острове Мэн Роб Барбер.


Крепко рассчитывала TTXGP и на повторение гонки на легендарной трассе острова Мэн, но правительство острова в последний момент сделало финт ушами и подмяло всю организацию под себя, включив электрогонку в общий календарь «Турист Трофи». Оно даже назначило специальную премию – 10 000 фунтов стерлингов – тому, кто пройдет на электробайке этот сложный круг (длиной 60,7 км) со средней скоростью более 100 миль в час (160,93 км/ч). Напомним, что это достижение и мотоциклисту на «обычном» гоночном мотоцикле покорилось лишь в 1957 году (Боб Мак-Интайр на 500-кубовой 70-сильной Gilera), а победитель прошлогодней «электрогонки» Роб Барбер прошел дистанцию со средней скоростью 140,7 км/ч. С одной стороны, конечно, печально, что функционеры и предприниматели разных рангов с таким упоением стали рвать на части шкуру неубитого медведя. Но с другой, – это положительный симптом. Значит, в электрогонках запахло большими деньгами и радужными перспективами – свару из-за выеденного яйца никто затевать не будет.

Электробайк Zero S уже в продаже. Машина весит 122,5 кг, максимальная скорость – 90 км/ч. Запас хода всего 80 км, и время зарядки от стандартной 220-вольтовой розетки – четыре часа.


ДАЕШЬ ИНФРАСТРУКТУРУ! Как ни крути, но критическими для развития «электротяги» остаются два вопроса: запас хода и скорость перезарядки. Причем если первый можно считать условно решенным – современные литий-ионные аккумуляторы (подробно о достоинствах и недостатках различных типов аккумуляторов см. «Мото» №1-2009) обеспечивают запас хода до 150 км, что вроде как достаточно и для ежедневных поездок на работу, и для короткого, но бурного «отжига» по выходным – то второй пока в руки не дается.



Хотя современные батареи и позволяют проводить ускоренную зарядку, согласитесь: тратить на пополнение энергии пять минут, заправляя байк у бензоколонки, или полтора-два часа, заряжая его от розетки, – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Тип аккумулятора определяет все основные параметры спортбайка.


Широкое распространение электротранспорта невозможно без строительства огромной сети станций зарядки. Поэтому некоторые эксперты предлагают убить двух электрозайцев разом, совместив зарядку и парковку. Но этот рецепт подходит скорее для электромобиля: вы оставляете его на окраине на перехватывающей парковке и отправляетесь на работу в центр на общественном транспорте. А ведь достоинство двух колес – как раз в том, что они могут «просквозить» через городской трафик к самому месту назначения. Так что придется работодателям строить зарядные станции у проходных и офисов! Захотят ли?

Пополнять запас электроэнергии на электроскутере можно по-разному. Самый очевидный – подключиться к специальной «электрозаправке».


Пожалуй, самый многообещающий способ «моментальной зарядки» – обмен аккумуляторов. Правда, для этого надо «всего-то ничего»: чтобы производители и электротранспорта, и аккумуляторных батарей договорились о единых стандартах. А человеческая раса среди разумных цивилизаций славится как раз катастрофическим неумением договариваться. Так, она наплодила два десятка разновидностей одних только бытовых электророзеток… Но, по крайней мере, в новейших моделях электроскутеров «быстросъемность» аккумуляторов уже предусмотрена. И все же…

Можно вынуть аккумулятор и поставить его на зарядку, тем временем поставив на электробайк другой, из обменного фонда.


Самые большие надежды – на то, что новые виды аккумуляторов позволят довести запас хода до вполне приемлемых для суточного пробега 300–400 км. И обнадеживающие вести приходят. Так, по уверениям специалистов швейцарской компании ReVolt, им удалось добиться от воздушно-цинковых батарей вдвое лучших показателей, чем от литий-ионных, а в ближайшем будущем они обещают довести запас хода на одной зарядке аж до 800 км. Так что будем надеяться на лучшее, не забывая готовиться к худшему!

Самый экзотический и дешевый способ – поставить на багажнике солнечные батареи.


ТРИ ЭЛЕКТРОАККОРДА. При беглом обзоре двухколесных электромашин сразу бросается в глаза их деление на три группы, различающиеся не только технически, но, можно сказать, и идеологически.

Главное достоинство велосипеда с электроприводом в том, что его запас хода определяется лишь вашей физподготовкой.


Первая – велосипеды с вспомогательным электроприводом, чрезвычайно популярные в Западной Европе и Японии. Они оснащены маломощными моторами и аккумуляторами скромной емкости и, как правило, не способны передвигаться на одной лишь электротяге. Педали приходится крутить! А специальные датчики, замеряя усилие на педалях, позволяют электромотору «впрягаться» на тяжелых режимах (степень помощи можно регулировать) – например, на подъемах. А на спусках напротив – в режиме рекуперации пополняется заряд аккумулятора. Главное достоинство этих машин – в том, что для них отпадает понятие «запас хода»: крути педали, пока не устанешь. Жаль, что полное отсутствие «велосипедной» инфраструктуры в наших городах делает это направление для России малоактуальным.

Устройство электроскутеров принципиально не отличиается от традиционного.


Вторая группа – электроскутеры. Их бурное распространение – заслуга дальновидного правительства Китая: представив, во что превратится воздух в крупных городах после того, как их население пересядет с велосипедов на скутеры, оно просто запретило эксплуатацию двухколесных аппаратов с ДВС в мегаполисах. Что вызвало к жизни целую индустрию по производству электроскутеров и электромини-байков. Правда, большая часть их продукции – машинки откровенно бюджетные и с очень скромными техническими параметрами. До работы бы доползти, и ладно. Но обострившаяся конкуренция заставляет, с одной стороны, совершенствовать продукцию, с другой – выдавливает их на экспортные рынки, к куда более искушенному европейскому и американскому потребителю (кстати, такие аппараты можно купить и у нас). Что, в свою очередь, опять-таки заставляет повышать уровень…

Макси-скутер с электроприводом Hyosung GEM-4.0. Литий-ионный аккумулятор (48,8 В, 60 Ач) обеспечивает пробег до 120 км, максимальная скорость – 100 км/ч.


А вот попытки создания более мощных электроскутеров пока терпят крах. Сверхамбициозный проект Vectrix (см. «Мото», №9-2009) обанкротился. Что, впрочем, не отбило начисто интерес к такого вида технике. Так, прошлой осенью представил свой макси-электроскутер GEM-4.0 южнокорейский концерн S&T Motors (торговая марка Hyosung). Но все же для «макси» более перспективным представляется гибридная технология, когда электромотор работает в паре с ДВС. Серийную машину такого типа уже выпускает Piaggio (трехколесный MP3 Hybrid), Yamaha грозится освоить производство в союзе с лидером автомобильной гибридизации – концерном Toyota.

Прототип гибридного мотоцикла Yamaha HV-X на основе макси-скутера TMax.

Теперь перейдем к третьему, «самому вкусному» блюду – к электромотоциклам. В чистом виде этот класс возник буквально в последние два-три года. Принципиальное его отличие от остальных двух – в том, что предназначение этих аппаратов не столько транспортное, сколько «развлекательно-кайфовое». Соответственно, эта группа включает две разновидности. Одна – внедорожная; самые известные представители – американский Zero MX (герой весеннего калифорнийского марафона) и швейцарский Quantya (победитель декабрьской гон­ки ­эндуро). ­Вторая­ –­ «электрические»­ спорт­байки,­ такие,­ как­ американские­ Zero ­Z,­ Mission ­One­ и­ британский ­Mavizen; ­их ­развитие,­ безусловно, ­подстегнули­ гонки­ TTXGP. ­Где-то ­посередине­ – ­мотард­ Zero ­S ­и ­скромный­ Brammo­ Enertia,­ подозрительно­ смахивающий­ на­ унылую­ рабочую­ лошадку.­ Но ­главное­ –­ в ­том, ­что ­новые­ партнеры­ подключаются­ к ­электроигре    чуть ли­ не­ каждую­ неделю. ­Интересно,­ скоро ­ли ­электробайки ­будут­ задавать­ тон ­на­ кастом-шоу?

Электроспортбайк Mission One. «Максимальная скорость – 240 км/ч, запас хода – 240 км, время зарядки от 240-вольтовой розетки – два часа» – обещает пресс-релиз. А если открыть ручку газа на скорости 130 км/ч, мотоцикл встает на дыбы!

Кстати,­ для ­спорта ­электротяга­ актуальна ­чуть­ ли ­не­ больше,­ чем­ для ­обычной ­езды. ­В ­последние­ десятилетия ­войну ­   против ­гонок­ (особенно ­– ­внедорожных) ­развернули­ и ­защитники ­природы,­ и ­простые­ обыватели.­ Шум­им,­ видите ­ли,­ мешает!­ От ­выхлопа­ они ­брезгливо ­морщатся! ­Не ­нравится? ­Ну ­так­ получите­ 0-0,­ в­ смысле­ двойное­ «зеро»: ­ноль­ шума, ­ноль­ выхлопа. Так­ что­ остается­ лишь­ подождать­ немного­ (ну,­ пока­ батареи­ усовершенствуют,­ цены ­снизят­ и ­   электрозаправки­ понастроят) ­–­ и ­готовьтесь ­привыкать ­к ­призрачно-бесшумному­ передвижению. ­Последнее, ­впрочем,­ совер­шенно­ не­обязательно:­ создатели ­электротранспорта­ уже­ додумались­ оснащать­ его...­ синтезаторами­ звука.­ Вам ­  какой ­саунд­ по ­вкусу: ­­Harley ­или ­Ducati?

Концепт-скутер Honda EVE-neo. Возможно, выпуском таких машин концерн займется в ближайшее время.


Достоинство электромашины – полная свобода компоновки (концепт-скутер Yamaha ec-f).

Достоинство электромашины – полная свобода компоновки (концепт-скутер Yamaha ec-f).


Итальянская Malaguti обещает запустить свой гибрид-скутер в серию уже этой весной. 50-кубовый двигатель работает как мотор-генератор. Свинцово-кислотный аккумулятор (48 В, 31 Ач) может обеспечить пробег 20 км только на электротяге.


Эта девушка не летит отдыхать в Таиланд. Она везет аккумулятор электроскутера.


Наверное, не совсем справедливо сбрасывать со счетов и такой экзотический транспорт, как Segway – на моторынке он погоды, конечно, не делает, но свою нишу занял.





Источник: http://www.zr.ru/a/239685/
Категория: Обзоры мотоциклов | Добавил: BUB (23.08.2010)
Просмотров: 2471 | Теги: электро | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы





Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Навигация
Контакты
Как нас найти
BUB (Артём): +380 99 712 22 15
Место слётов скутеристов
Каждую субботу в 18:00 (UTC +2)
Донецк, Стадионная ТЦ Амстор, парковка
Location in google Maps