Главная » Статьи » Мастерская » Обслуживание скутеров |
Да, по поводу масел для мотоциклов и мототехники, споры, никогда не утихают. И это странно, потому что вроде бы никаких сложностей в этой проблеме нет. Давайте в этом убедимся. Вначале немного общих сведений. Минеральные масла получили свое название потому, что получали их из нефти (минерального сырья) методом прямой перегонки. Этот метод применяется и сейчас — вот только полученная с его помощью продукция никого уже не устраивает. Главный недостаток минерального масла большая зависимость вязкости от температуры. В связи с этим минеральные масла в чистом виде уже не применяются, но используются в качестве основы. К маловязким основам добавляются целые пакеты различных присадок. Присадки для увеличения густоты масла, вводятся для создания надежной масляной пленки, не разрушающейся при высоких температурах. Антикоррозионные присадки, как следует из названия, должны предотвращать коррозию деталей двигателя. Анти-окислительные помогают сохранять свойства масла, уберегая его от окисления и старения. Моющие обеспечивают чистоту двигателя, растворяют смолистые отложения. Также существуют противоизносные присадки и, к примеру, антипенные.
Как видите, хорошее масло уже содержит в своем составе все необходимые компоненты, и добавлять в него больше ничего не надо. Вот только как определить, что масло действительно хорошее? Принято различать четыре группы масел: для карбюраторных двигателей легковых автомобилей и мотоциклов, для дизельных двигателей легковых автомобилей, для дизельных двигателей грузовиков и для двухтактных двигателей. Мало этого: масла для бензиновых двигателей в свою очередь подразделяются на группы в зависимости от степени форсированности двигателя. В мире существует немало разного рода классификаций. Мы не будем рассматривать их все, чтобы окончательно вас не запутать. Отбросим сразу и масла для дизельных двигателей, тем более для грузовиков с такими моторами. В результате оставим только две интересующие нас (наиболее применяемые) классификации: API и ГОСТ. И только два типа масел: для бензиновых четырехтактных и бензиновых двухтактных двигателей мотоциклов. Итак, по классификации API (Американский институт нефти) моторные масла в зависимости от степени форсированности двигателей делятся на семь групп и имеют соответственно обозначения SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ. Свойства масел улучшаются справа налево. Если, например, масло класса SC предназначено для низко-форсированных двигателей с максимальным числом оборотов не выше 4000, то масло класса SJ пригодно для самых современных моторов со впрыском топлива. Очень важная характеристика — классификация моторных масел по вязкости, введенная Обществом автомобильных инженеров США (SAE). Эта характеристика давно привычна большинству - SAE 10W40; SAE 0W30 и т.д. Наиболее распространенные масла этого ряда считаются всесезонными, поскольку обеспечивают пуск двигателя при достаточно низких температурах и его надежную работу летом, в жару. Например, масло SAE 0W30 работает в диапазоне температур от -40 °С до +300 °С; для SAE 5W40 нормальный температурный диапазон от -25 °С до +400 С; а масло SAE50 предназначено для тропиков, оно работает в диапазоне от 0 до +50 °С. Отечественная классификация по ГОСТ (ГОСТ 17479-72) делит моторные масла на 4 группы: Б, В, Г и Д в зависимости от того, для двигателей какой степени форсировки они предназначены. Масла группы Б1 — это аналог масел SC-SD по классификации API; В1 и Г1 соответствуют маслам SE и SF; Д1, соответственно, маслам SF-SJ. (Индекс 1 в системе обозначений ГОСТ показывает, что масло предназначено для бензиновых двигателей). Чтобы Вам было легче разобраться во взаимосвязях классификаций, приведем пару простеньких табличек.
Для двухтактных двигателей долгое время применялись те же масла, что и для четырехтактных, и это создавало массу проблем. Ведь кроме обычных функций — снижения интенсивности износа деталей и предотвращения коррозии, — масло для «двухтактника» должно обладать способностью создавать прочную пленку, устойчивую против высоких температур и нагрузок; не вызывать отложений лаков и нагара, приводящих к закоксовыванию поршневых колец и замыканию электродов свечей зажигания; не создавать токсичных компонентов в продуктах сгорания — и при этом отлично смешиваться с бензином, образуя стабильную смесь длительного хранения. Как это ни покажется странным, но в старых тихоходных двухтактных моторах неплохо работало простейшее минеральное базовое масло. Даже в 60—70-е годы мы еще пользовались авиационным маслом МС-20, и это было лучшее, что мы могли предложить нашим любимым мотоциклах ИЖ и Ява. Достаточно сказать, что это масло давало в 2 раза меньше отложений в выпускном окне, чем стандартное автомобильное масло того времени М8А. В последние годы несколько нефтехимических заводов начали одновременно выпуск специальных масел для двухтактных двигателей. Поступают такие масла на российский рынок и от зарубежных производителей. Эти масла представляют сложные составы из многих компонентов, в том числе беззольных или малозольных присадок.
Кстати, зольность — один из важнейших параметров, определяющих класс масла, ведь именно от этого показателя зависит количество отложений на головке поршня, головке цилиндра и в выпускных окнах. В материалах, опубликованных в различных журналах, показаны характеристики как отечественных, так и зарубежных масел. Причем не только специальных двухтактных, но и, что особенно интересно, стандартных отечественных автомобильных моторных. Из этих материалов видно, что двухтактные масла превосходят автомобильные моторные буквально по всем показателям. И не на проценты, а в разы! Чего стоит одна зольность: у масла М12ТП она 0,28%, а у «жигулевского» М6з/10Г1 — 1,3%. И в то же время для нормальной эксплуатации двухтактного двигателя требуется только 2% (от количества топлива) масла М12ТП против 4% М6з/10Г1. Нужно ли еще что-то к этому добавлять? За рубежом принято различать четыре класса масел для двухтактных двигателей. В соответствии с этой классификацией отечественные масла М12ТП и МГД 14М могут быть отнесены к классу ТВ. А это значит, что их нельзя рекомендовать для применения в высоко-оборотистых двигателях средних и высоких кубатур, где требуются масла класса ТС. Увы — у нас таких пока нет. И вот еще что интересно. При добавлении в бензин обычного автомобильного масла в количестве 4—5% октановое число бензина уменьшается на 1,5 единицы, а теплота сгорания — на 800—9000 кДж/кг! Если же мы добавляем в бензин «двухтактное» масло, теплота сгорания вообще не снижается, а октановое число уменьшается всего на 0,3 единицы.
Небольшая заметка о том, как и когда следует проводить замену масла в скутерах. (на примере типичного четырехтактника) Когда производить замену? Первый раз - после 500 км пробега, далее каждую 1000. Также рекомендуется заменить масло после проведения работ с цилиндром: замена цилиндра, снятие головки цилиндра и пр., так как при проведении этих работ, даже если все делалось аккуратно, существует вероятность попадания грязи и частичек металла в двигатель. Потребуется - ключ с головкой (скорее всего на 19) Замену масла нужно проводить при прогретом моторе - так масло становится более текучим, и грязь, если она есть, поднимается со дна картера, смешиваясь с маслом. Необходимо поставить скутер на центральную подножку. Для начала порядок проведения работ: - Открутить пробку заливной горловины (ЩУП), находится с правой стороны двигателя, рядом с генератором. Для откручивания использовать только головку - рожковым ключом можно повредить сливную пробку, которая изготовлена из алюминия. Под пробкой находятся пружина и масляный фильтр - сеточка. - Слить масло. - Закрутить пробку заливной горловины. Готово. Источник: http://motocafe.ru/moto-help/340-oil-change-oil-scooter-motorcycle.html | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1372 | |
Похожие материалы
Всего комментариев: 0 | |